• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

133-я сессия Комитета ОЭСР по занятости, труду и социальным вопросам

17-18 октября в Париже прошло второе в этом году и 133-е по счету заседание Комитета по занятости, труду и социальным вопросам ОЭСР. В нем от российской стороны участвовала Александра Московская

133-я сессия Комитета ОЭСР по занятости, труду и социальным вопросам

 В первый день на заседании обсуждалась необходимость обновления и доработки Стратегии навыков и квалификаций ОЭСР (Skills strategy). Принятая  в 2012 году она не относится к устаревшим. В то же время делегатам, представляющим преимущественно министерства труда и социальной защиты стран-участников ОЭСР, было предложено обсудить возможности пересмотра стратегии в направлении более тесной увязки политики в области навыков и квалификации со спросом на рынке труда. В первую очередь поправки касаются учета вновь возникающих сфер деятельности, относящихся к новым технологиям и цифровизации.

Выступившая в прениях по этому вопросу А.Московская предостерегла участников от краткосрочной ориентации стратегии развития навыков, поскольку, как отмечали другие участники и приведенные в стратегии 2012 г. исследования, навыки и квалификации сами по себе служат средством индивидуальной адаптации человека к меняющемуся спросу и требованиям на рынках. При этом большее значение имеет уровень развития знаний и навыков, а не совпадение профиля обучения с будущим местом работы. Более высокая квалификация, как правило, повышает скорость и эффективность  адаптации, и снижает сроки структурной безработицы. К достоинствам стартегии 2012 г. относится также то, что она  акцентировала внимание наряду с динамикой спроса на труд, на необходимость перспективных исследований развития навыков и квалификаций с использованием методологии Форсайт-исследований и участием многих заинтересованных сторон, что позволяет видеть не только краткосрочную (текущий спрос на труд и навыки), но и долгосрочную перспективу.

На полях форума представитель организации «Бизнес в ОЭСР» (BIAC) и IBM Дэвид Барнес (David Barnes) признал, что краткосрочная ориентация  (“short-termism”) многих международных документов, связанных с развитием навыков и квалификаций, является результатом некоторого политического консенсуса на Западе, хотя и не является оптимальной. По его словам, проблема существует, но  бизнес ограничен рамками собственных задач и не может отвечать за более общие принципы реформирования рынка труда.

Еще одной важной и повторяющейся темой заседаний комитета является миграция. В текущей сессии она рассматривалась в контексте подготовки политического форума и встречи министров стран-членов через год, в январе 2020 г. В отличие от многих российских дискуссий и, несмотря на кризис беженцев в Европе, эксперты ОЭСР не сомневаются в том, что общее влияние миграции на экономику стран-членов положительное. По мнению экспертов ОЭСР, мигранты скорее повышают средний уровень квалификации работников, а баланс государственных расходов и доходов от прибытия мигрантов – положительный. Основные дискутируемые вопросы сосредоточены вокруг того, как вывести труд мигрантов из «серой зоны», устранить причины незарегистрированного и нелегального труда, повысить интеграцию мигрантов в общество в странах прибытия и сделать более тесным политическое взаимодействие между странами исхода и прибытия мигрантов.В качестве ключевых механизмов интеграции рассматривается устойчивость трудоустройства и повышение квалификации.

Может ли в этой теме быть место социальному предпринимательству? – Безусловно. Это не являлось тематикой сессии, но среди примеров лучшего опыта социального предпринимательства  повышение прозрачности отношений мигрантов с государством и устойчивый доступ на рынок труда занимает важное место. В силу социальной изоляции, языковых и иных барьеров мигранты легко попадают в «серую зону» экономики, из которой трудно выйти, и с которой государство по своей природе работает на языке санкций, а не взаимодействия. Заполнение возникающего вакуума требует нестандартных решений, соединяющих возможности рынка, заинтересованных стейкхолдеров, партнерские ресурсы и ресурсы взаимопомощи. Те же негосударственные организации и неформальные сети служат источником  независимых данных о положении мигрантов и их семей, которые необходимы для создания эффективных решений в области государственной политики.