• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Определение социального предпринимательства



...Социальное предприятие как субъект социального предпринимательства отличается тремя важными свойствами, которые присутствуют в нем одновременно:
а) оно создано специально для решения социальной проблемы или уменьшения ее остроты;
б) оно предлагает качественно новый продукт (услугу) или качественно новую модель его предоставления;
в) его деятельность экономически устойчива, то есть большая часть дохода приобретается за счет продажи товаров или услуг, а не грантов, пожертвований и прочих донорских средств.

В отличие от социальных предприятий НКО не отличается сравнимой экономической устойчивостью, а для обычного бизнеса социальный результат — побочный, а не основной результат деятельности.Известное выражение про удочку и рыбу в случае социального предпринимательства звучит так: оно не предоставляет голодному ни рыбу, ни удочку, оно революционизирует рыбную отрасль, чтобы та смогла накормить голодного...
___________________________
Источник: "Сколько стоит пароход?" Газета.ру, 12.05.2014


"...В 1996 г., фактически на заре формирования дефиниций социального предпринимательства Фонд экономического развития для бездомных Робертс, США (с 1997 г.-  The Roberts enterprise development fund)  представил определение социального предприятия как «доходное венчурное предприятие, организованное для расширения экономических возможностей неимущих слоев населения, одновременно ориентированное на получение прибыли». (Emerson, Twersky, 1996; приводится по: Alter, 2007, p.11)  Это определение было призвано отделить новую форму бизнеса, ориентированного на социальные цели, от некоммерческих организаций, чей статус по определению характеризовался «неприбыльностью» в связи с принадлежностью к некоммерческому - «третьему» сектору. До этого и подобных ему примеров социально-направленная деятельность была в США почти исключительной прерогативой организаций третьего сектора. При этом оба случая - как формально коммерческий, так и формально некоммерческий - подразумевают использование прибыли на социальные цели организации. 
         
Первое определение представляет картину со стороны бизнеса. В сфере НКО видение социального предприятия выглядит уже по-другому. Американский исследователь социального предпринимательства и одновременно руководитель организации “Virtue Ventures”, занятой его поддержкой, Ким Алтер приводит в своей работе (Alter, 2007) определение NESsT1, которое мы дадим в более поздней формулировке с сайта организации. Здесь социальные предприятия рассматриваются как форма «предпринимательской, коммерческой деятельности, которую используют организации гражданского общества для создания дохода и тем самым усиления результативности своей миссии».2
       
В обоих случаях предприятия созданы для реализации социальной миссии как основной цели организации. В чем разница двух этих определений? Разница - в сферах деятельности и вытекающих из них методах организации работы, другими словами, месте коммерции в системе работы. Для НКО3 коммерция является дополнительной, попутной деятельностью наряду со сложившейся традицией получения средств на основе благотворительности и грантов. Для  сферы социально ориентированного бизнеса коммерческая деятельность является способом достижения социальных целей, в Фонде Робертс через включение бездомных в производственную деятельность достигается коммерческий и одновременно - социальный результат.
     
Самое короткое определение социальных предприятий, которое приводит Алтер, принадлежит Коалиции социальных предприятий Великобритании: «[социальное предприятие] это коммерческое предприятие социального назначения». При этом Коалиция дает ряд общих характеристик социального предприятия:
  1. Ориентация предприятия. Они непосредственно вовлечены в производство товаров и услуг для рынка.
  2. Социальные цели. Они имеют ясные социальные и /или экологические цели, выраженные в создании рабочих мест, обучении или предоставлении социальных услуг. Их этические ценности могут включать повышение квалификации  местных сообществ. Их прибыль преимущественно реинвестируется для достижения социальных целей.
  3. Коллективная собственность. Многие социальные предприятия характеризуются общественной собственностью. Они являются автономными организациями, чья структура управления и собственности обычно основана на участии групп стейкхолдеров (т.е. персонала, потребителей, представителей местного сообщества, инвесторов), либо попечителей и директоров, выступающих от имени более широкого круга стейкхолдеров. Они подотчетны своим стейкхолдерам и более широкому сообществу за социальные, экологические и экономические результаты деятельности предприятия. Прибыль  может быть распределена на долевой основе, либо инвестирована в интересах местного сообщества.4

Это определение идет дальше в уточнении характеристик социального предприятия (включенность в производство товаров и услуг для рынка, общественная собственность, либо подотчетность предприятия стейкхолдерам), хотя и тяготеет к позиции бизнеса (стандартные НКО могут производить товары и услуги, но это не единственная и, как правило, не основная их деятельность). При этом обращает на себя внимание, что формальный юридический статус организации – относится она к категории коммерческих (for-profit) или некоммерческих (not-for-profit) организаций в этом определении уже не имеет принципиального значения.
         
В этом новом определении проявляется важное свойство  социального предприятия -  сочетание автономии с коллективной собственностью либо иной формой влияния стейкхолдеров. Автономия нужна как условие обеспечения ответственности в проведении своей политики, дополняемой юридической самостоятельностью организации. Таким образом, уточняется, что социальным предприятием не может быть подразделение частной или государственной компании. Что касается учета интересов стейкхолдеров (либо их прямого участия в управлении), то это является, во-первых,  залогом устойчивости социальной цели (в противном случае получение хороших коммерческих результатов может привести к постепенной переориентации деятельности с социальных целей на чисто коммерческие), а во-вторых -  подтверждением ее объективной социальной значимости с точки зрения социальных потребностей сообщества. 
     
На примере трех приведенных определений видно, как уточняется определение социальных предприятий по мере того, как расширяется круг исследуемой практики предприятий разного типа. 
     
Ким Алтер дает и собственное определение, суммирующее позитивный смысл предыдущих: «Социальное предприятие – это любое венчурное предприятие, созданное с социальной целью – смягчения /сокращения социальной проблемы, либо  устранения «провалов» рынка, функционирующее на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения дел, принятого в частном секторе».(Alter, 2007, p.12). Задача этого определения – охватить коммерческий и некоммерческий подходы, однако в своем непосредственном виде, ее определение получается менее конкретным, чем предыдущие, поскольку из него не ясно, как трактовать «ведение дел».  В определении коалиции британских социальных предприятий этот вопрос конкретизировался как «производство товаров и услуг для рынка». Забегая вперед, можно добавить, что этому принципу («производству или продаже товаров и услуг») придают значение и европейские исследователи (Defourny, Nissens, 2010, p.43)…" 

Источник: Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. Под ред. А.Московской - М., НИУ ВШЭ, 2011. Глава 3.
___________________________

1. NESsT – Nonprofit enterprise and self-sustainability team, базирующаяся в США и еще ряде стран, включая Восточную Европу, Латинскую Америку и Африку, чья миссия состоит в содействии некоммерческим организациями в поиске самофинансирования в дополнение к стандартной дл НКО филантропии. - http://www.nesst.org/vision_problem.asp  
2. http://www.nesst.org/faq.asp
3. Здесь и далее под НКО – некоммерческими организациями, мы понимаем неприбыльные организации третьего сектора, занимающиеся социальной защитой и социальным обеспечением населения. Именно этот смысл закрепился за понятием «НКО» в 1990-е годы в России в качестве самоназвания этих организаций. При этом важно иметь в виду, что как в России, так и в большинстве стран развитой индустриальной экономики статус некоммерческой организации не отменяет получение прибыли, но ограничивает ее распределение уставными целями организации – т.е. в нашем случае – социальной защитой, социальным обеспечением, решением социальных проблем целевых групп клиентов.
4. Social Enterprise Coalition - http://www.socialenterprise.org.uk . Цитировано по: Альтер, 2007, с.12.
___________________________


Еще одно определение, более жесткое по критериям и характерное для европейской школы исследований – это определение международной организации исследователей социальных предприятий EMES – наиболее крупного международного научного объединения исследовательских лабораторий и университетских центров, специализирующихся на  исследованиях социального предпринимательства. Оно основано на Веберовском принципе «идеальных типов» и предлагает следующие четыре критерия для определения социального предприятия в двух системах координат - а) «экономической и предпринимательской» (первые 4 пункта) и б) социальной (последующие пять). Итак, социальное предприятие отличает с экономической точки зрения:

  • постоянное производство товаров или продажа услуг;
  • высокая степень автономии;
  • высокий уровень экономического риска;
  • минимальная доля оплачиваемой работы;

С социальной точки зрения:

  • ясная социальная цель, которая приносит пользу сообществу;
  • инициатива, исходящая от группы граждан;
  • власть принятия решений, не основанная на собственности;
  • социальное участие групп, на которые влияет деятельность предприятия;
  • ограниченное распределение прибыли. ( Defourny, Nyssens, 2010, pp.42-43)…

В этом определении акцент деятельности социальных предприятий смещен с темы инноваций, характерных для американских исследователей и фондов, на демократическое управление, в котором решение принимает не отдельно взятый социальный предприниматель, а сообщество, что может иметь самые разные организационные формы. Причина такого внимания к участию сообществ и представителей целевых групп в принятии решений двоякая. С одной стороны – это исторические традиции создания организаций самопомощи и кооперативного движения, присущие многим европейским странам и берущие начало в 19 веке, многие европейские исследователи предпочитают видят в них предпосылки возникновения сегодняшних социальных предприятий. С другой стороны – управление социальным предприятием с участием сообществ – способ предохранения социального назначения предприятия от эрозии и выхолащивания его смысла в условиях коммерциализации. Критический анализ данного подхода также можно найти в нашей книжке "Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования".


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!