Прямо сейчас: могут ли социальные предприятия быть партнером крупного бизнеса?
Мы подвели итоги нашего обследования социального предпринимательства в России.
В ходе исследования было опрошено 359 социальных предпринимателей из 24 регионов России, а также 12 руководителей КСО крупных компаний, чтобы узнать о возможностях сотрудничества социальных предпринимателей с крупным бизнесом.
«Исследование примечательно не только охватом руководителей организаций с официальным статусом социальных предприятий или оценкой сотрудничества с ними крупного бинеса, но и тем, что исследование проводилось, начиная с 22 февраля 2022 г. и дало возможность измерить температуру столь непохожих организаций в реальном и очень непростом времени, «прямо сейчас». – говорит руководитель проекта Александра Московская. - «Работа прошла при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-511-00047 “Инвестиции в социальное предпринимательство: барьеры и перспективы в новых условиях (на примере России и Республики Беларусь)". О результатах сравнения ситуации в России и Беларуси мы расскажем позже».
По нашим данным более 65% респондентов, хотели бы иметь партнерские отношения с бизнесом, но в реальности в него вовлечено менее четверти респондентов. Несмотря на то, что наиболее привлекательной формой поддержки социальные предприниматели посчитали безвозмездную финансовую помощь, ее выбрали менее половины респондентов (43%), следом за ней идут закупки товаров и услуг у социальных предпринимателей, и помощь в продвижении их продукции на рынок.
Нет ли натяжки в использовании слова «партнерство»? Оно предполагает взаимную заинтересованность, но масштабы и рынки СП и крупного бизнеса так различны, что ожидать соприкосновения интересов выглядит наивно. В лучших международных примерах такое партнерство демонстрирует успехи. В России же принято считать, что в этой паре один является «бизнес-двоечником», а второй – «отличником». Отсюда - большинство разговоров об участии бизнеса в поддержке СП идет вокруг его денег, и возникает вывод: СП должны стать более привлекательным объектом вложения средств в сравнении с другими агентами «благотворительного рынка». НКО обижаются, государство сравнивает эффективность социальных предприятий по прибыли, где они обычно проигрывают малому отраслевому бизнесу, а в действительности СП должны занять нишу, не занятую ни теми, ни другими. В этом качестве они не только получат красивое имя «драйверы изменений», но и станут привлекательными партнерами для крупного бизнеса.