• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

НИУ ВШЭ стал площадкой по разработке нового закона о социальном предпринимательстве

8 октября 2018 года в Москве на территории НИУ ВШЭ прошло 1-е экспертное совещание по разработке нового закона о социальном предпринимательстве, организованное Центром социального предпринимательства и социальных инноваций  (ЦСП НИУ ВШЭ) совместно с Минэкономразвития России. В нем приняли участие руководители двух департаментом Минэкономразвития, руководители профильных фондов – Фонда «Наше будущее», «Навстречу переменам», «Рыбаков-фонда», вице-президент Внешэкономбанка, сотрудники ЦСП НИУ ВШЭ и многие представители экспертного сообщества.

Большинство экспертов согласилось с тем, что

- старый законопроект не отражает сути и разнообразия проявлений социального предпринимательства, в связи с чем не сможет способствовать его развитию (неадекватное отражение социальной значимости через отдельные виды ОКВЭД, жесткость регулирования доли уязвимых работников и их заработной платы без учета нестандартных бизнес-моделей СП, фактическое исключение из категории СП многих успешных предприятий, в т.ч. победителей федеральных конкурсов, формы которых не подпадают под изложенные в законопроекте условия);

- если идти по пути законодательного оформления СП через закон об МСП, то необходимо соблюсти несколько условий: а) целесообразно ввести в законодательное регулирование понятие «социальное предприятие» как более конкретное с точки зрения социального воздействия и вызывающее меньше разногласий с определением предпринимательства в гражданском кодексе; б) предложить более гибкое определение СП, учитывающее его гибридный характер и различие фактически существующих моделей; в) найти подходы к фиксации социальной значимости или производимого социального блага предприятиями, относящимися к разным моделям СП; г) вносить изменения в закон об МСП в комплексе с изменениями в другие законы, затрагивающие вопросы производства социального блага – в частности, закон об НКО (№7-ФЗ) и закона о социальном обслуживании (№442-ФЗ);

- в будущем (по мнению некоторых экспертов – уже сегодня) требуется разработка общего самостоятельного закона о социальном предпринимательстве, которая учитывала бы разнообразие моделей социального предпринимательства и глобальные направления его развития, а не подстраивала бы определения СП под возможности и ограничения уже существующего закона об МСП или закона об НКО.

2. Обсуждение выявило также разногласия в подходах к развитию законодательства о социальном предпринимательстве. Так, по мнению одних экспертов предпринимательские НКО должны быть включены в категорию социального предпринимательства, а по мнению других – достаточно дать гибкое определение социального предназначения предприятий и признать их гибридную природу – направленность одновременно на извлечение прибыли и решение социальных проблем. Некоторые эксперты предлагали разделить вопросы определения социального предпринимательства в законодательстве (по их мнению, от него можно отказаться в законе) и выделение тех видов социального предпринимательства, которые государство уже сегодня готово поддержать, чтобы не ограничивать развитие социального предпринимательства за пределами поддержки государства. С этим не согласились другие эксперты, которые указывали, что многие социальные предприниматели ждут законодательного определения социального предпринимательства как способа его общественного признания и придания определенности его критериям. Это также способствовало бы выявлению соответствующих организаций и инициатив в регионах, как в целях поддержки, так и в целях распространения опыта и расширения числа партнеров.

3. Участники совещания договорились организовать следующую аналогичную встречу в НИУ ВШЭ через 2-3 недели, сузив предмет обсуждения до конкретных текстуальных предложений по внесению поправок в действующее законодательство, либо детальному обоснованию необходимости отдельного закона о социальном предпринимательстве.