• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инвестиции в социальное предпринимательство в России и Беларуси

В апреле 2020 года в Центре социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ началась работа над двухгодичным проектом "Инвестиции в социальное предпринимательство: барьеры и перспективы в новых условиях (на примере России и Республики Беларусь)". Российская часть российско-белорусского проекта осуществляется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. 12 апреля 2021 года состоялся международный семинар, подводящий первые итоги исследования.

А.Московская

А.Московская
Центр социального предпринимательства и социальных инноваций

Целью двухгодичного проекта является обоснование мер стимулирования развития социального предпринимательства, в частности - оценка возможностей и барьеров участия бизнеса в поддержке социального предпринимательства и разработка комплексных рекомендаций органам государственной власти по преодолению барьеров для инвестиций в социальное предпринимательство. На семинаре было показано, что несмотря на наличие сходства между двумя странами в социально-экономическом отношении, институциональная и социальная среда развития для развития социального предпринимательства (СП) у них различна. Если в России сформирована нормативная база СП, и успех дальнейшего развития зависит от возможностей партнерства СП с другими организациями, такими, как бизнес и фонды, то в Беларуси развитие СП в большей степени зависит от вовлечения государства в упорядочение условий деятельности СП и фиксацию механизмов его официального признания.  В негосударственной сфере между странами также имеются отличия. Если в Беларуси развитие практик социального предпринимательства и обучение заинтересованных граждан идет рука об руку с деятельностью международных организаций - носителей опыта и знаний в области СП в мире, то в России накопление знаний и обучение в сфере СП, прежде всего, опирается на знания экспертов и представления заинтересованных стейкхолдеров внутри России. Этим различия между странами не исчерпываются.
Доминирующей моделью СП в Беларуси являются предприятия трудовой интеграции уязвимых групп населения (так называемые, социальные предприятия трудовой интеграции – “work integration social enterprises” WISEs). В России признаваемый государством модельный ряд социальных предприятий гораздо шире, это говорит о большом продвижении вперед. Вместе с тем развитие СП в России, даже после принятия закона о социальном предпринимательстве носит противоречивый характер и оставляет неиспользованными многие возможности.  Это, в свою очередь, приводит к недоиспользованию потенциала как самих социальных предприятий, так и их потенциальных инвесторов в негосударственном секторе.

Среди факторов сдерживания развития СП в России выявлены следующие:

- избыточное администрирование институтов поддержки социального предпринимательства и введение количественных kpi для основных кураторов Сп в регионах - Центров инноваций социальной сферы (ЦИССов);

- отсутствие понятной для стейкхолдеров стратегии государства по поддержке социального предпринимательства (прежде всего, финансовой и имущественной), что делает инвестиции в него более рискованными;

- законодательный и финансовый отрыв институционализации социальных предприятий от СО НКО, ведущих предпринимательскую деятельность; это приводит, с одной стороны,  к отождествлению социального предпринимательства с «чистым» бизнесом и снижает стимулы для НКО становиться социальными предприятиями, а с другой - сужает возможности социальных предприятий реализовать гибридные бизнес-модели, в которых используются как коммерческие, так и некоммерческие ресурсы; «гибридность» во всем мире считается отличительной чертой СП, повышающей устойчивость СП как по сравнению с НКО, так и с обычным бизнесом;

- отсутствие стимулирования и признания инновационного вклада социального предпринимательства в изменение положения уязвимых социальных групп и их интеграцию в общество, в результате чего социальные предприятия нередко ассоциируются с рутинными социальными услугами;

- риски «забалтывания» темы социального предпринимательства, когда обсуждения опережают реальные практики, а субъекты принятия решений, влияющих на развитие СП плохо себе представляют опыт конкретных социальных предприятий;

- риски снижения интереса крупного бизнеса к социальному предпринимательству в связи с неопределенностью места социального предпринимательства в государственной стратегии развития МСП и СО НКО в условиях, когда государство для бизнеса является основным стейкхолдером.
Эти гипотезы предстоит проверить на эмпирических данных во второй год исследования