• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальное предпринимательство: благотворительность или бизнес

1 июля состоялся очередной семинар серии "Институциональные проблемы российской экономики", организованный Институтом анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ. С докладом "Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России" выступила заместитель директора Института управления социальными процессами ГУ-ВШЭ Александра Московская.

Доклад представляет результаты первого этапа научно-исследовательской работы коллектива экспертов ГУ-ВШЭ, выполненной по заказу Фонда региональных социальных программ "Наше будущее" по проблемам развития социального предпринимательства. Руководитель проекта — Александра Московская, эксперты — Марина Баталина и Лариса Тарадина.

Семинар начался не совсем или вернее сказать совсем не традиционно. Дискуссант директор фонда "Российский микрофинансовый центр" Михаил Мамута торопился на встречу в Правительство РФ и поэтому первым слово предоставили ему.

Он отметил, что исследование, проведенное Институтом управления социальными процессами ГУ-ВШЭ, является ценным для понимания сути социального предпринимательства.

— Оно позволяет идентифицировать группы предприятий, которые обладают признаками коммерческих и некоммерческих компаний — заявил он.

По мнению г-на Мамуты, в России уже сформировался целый класс предприятий, которые, по сути, являются коммерческими, и одновременно осуществляют социальную деятельность. "Российский микрофинансовый центр" является одной из таких социально-ориентированных организаций. И также как и другие сталкивается сегодня с дилеммой, которая уже давно обсуждается в Западных странах. Многих ставит в тупик то, как можно помогать малообеспеченному и социально незащищенному населению и одновременно зарабатывать на этом деньги.

Оказывается можно и ярким примером этого является известный "Грамин Банк", который на практике реализовал модель социального предпринимательства в микрокредитования.

В последнее время Россия также добилась успехов в поддержке частного бизнеса и предпринимательских инициатив за счет микрофинансирования благодаря деятельности "Российского микрофинансового центра" и нескольких других организаций. Однако на данный момент у государства нет четкого понимания сущности социального предпринимательства и механизмов взаимодействия с ним.

Александра Московская
Александра Московская
В заключение своего короткой речи г-н Мамута сообщил, что данное исследование должно помочь государству в разработке политики в области социального предпринимательства.

После столь вдохновляющего комментария свой доклад начала Александра Московская.

— В последнее время в мире наблюдается два тренда: профессионализация НКО и превращение НКО в социальные предприятия - сообщила она.

Далее А. Московская подробнее остановилась на том, что же такое социальное предпринимательство, являющееся относительно новым для мировой и российской практики. Для значительной части аудитории социальное предпринимательство ассоциируется исключительно с неприбыльными организациями, открывшими какие-либо доходные предприятия. Другие понимают под социальным предпринимательством непременно — неприбыльные организации. Третьи считают его разновидностью социальной ответственности бизнеса, реализующего социально значимые программы через независимые организационные структуры.

А. Московская предложила пользоваться классическим определением, согласно которому социальное предприятие — это коммерческое предприятие, миссией которого является социальная деятельность. Помимо этого, важным критерием отнесения организации к социальному предприятию является инновационность методов решения социальных проблем. Безусловно, базовым критерием является социальная ориентированность данного бизнеса. Однако между исследователями есть и расхождения. В то время как одни исследователи делают упор на коммерческой составляющей таких предприятий, другие считают в данной деятельности ключевой именно инновационность.

Также г-жа Московская отметила, что крайне важно отличать социальное предприятия от бизнеса и НКО. Если для бизнеса основная цель — это получение прибыли, то для социального предприятия ключевой является социальная миссия. Отличие же от НКО в том, что социальное предпринимательство ориентировано на получение не только социальной выгоды, но и экономической.

По всему миру возник кризис НКО. Общество предъявило запрос на новые формы оказания услуг. Причиной этому послужил целый ряд факторов. Это и расширение социальных потребностей общества, и рост конкуренции за ресурсы государства и благотворительных фондов между НКО. Свою роль сыграли и сокращение традиционных форм финансирования, и рост конкуренции в удовлетворении общественных нужд между НКО и бизнесом.

На социальное предпринимательство возлагаются большие надежды по решению проблем усиления неравенства и бедственного положение многих стран. Часто социальные предприятия занимаются оказанием социальных услуг и помощи уязвимым категориям населения или же нанимают социально исключенные категории населения. Хорошим примером может служить сбор бездомными мебельного лома на свалках с целью дальнейшей переработки и производства новой недорогой мебели.

Два других примера, приведенных А. Московской, были еще более интригующими и даже курьезными. Оба примера связаны с побочной деятельностью зоопарков, но лишь второй демонстрирует достаточные признаки социального предприятия.

Оказывается, национальный зоопарк в Вашингтоне продает посетителям зоопарка помет слонов в качестве экзотического удобрения.

— Производство "Продукта Зоопарка" — инновационное решение, но оно не рассматривается как бизнес, а его доходная составляющая незначительна — сообщила г-жа Московская. — Основная задача проекта состоит в том, чтобы оживить взаимодействие с публикой и привлечь посетителей.

Используя тот же ресурс, содержатели зоопарка в Бангкоке превратили слоновый навоз в доходный бизнес — производство высококачественной бумаги ручной работы и бумажной продукции премиум класса. Чтобы покрыть растущий спрос, они даже стали скупать навоз в других зоопарках и слоновниках.

— В отличие от первого примера, в Таиланде продукция из слонового помета не продавалась сама по себе, но продвигалась на рынке как натуральный и экологически чистый продукт для социально ответственных покупателей — пояснила г-жа Московская. — При этом прибыль от нее использовалась для финансирования деятельности зоопарка и развития организаций защиты животных.

Среди примеров социальных предприятий также был отмечен уже упоминавшийся банк "Грамин", основанный в 1976 г. профессором Мухаммадом Юнусом для искоренения бедности и поддержки бедных женщин в Бангладеш (лекция Мухаммада Юнуса в ГУ-ВШЭ 4 апреля 2008 г.).

История поялвения этого проекта очень увлекательна. Путешествуя по ближайшим сельским окрестностям со своими студентами, Юнус обнаружил бедственное положение местных женщин. За один день он познакомился с 42 женщинами и выяснил, что их проблемы решила бы сумма в 24 доллара на всех. Не долго думая, Юнус ссудил им деньги за разумный процент. Поскольку все женщины выплатили долги, он решил повторить опыт.

Но ни один из банков не увлекся предложением Юнуса о сотрудничестве, и он принял решение создать свой собственный банк для решения проблем беднейшего населения страны. В 2004 г. общий объем займов в рамках микрокредитных операций банка "Грамин", составил 4,2 млрд. долларов и имел 1200 отделений в Бангладеш. Доля возврата средств составляет недостижимую для обычных банков величину — 98%. В довершение ко всему банк является самоокупаемым и самоподдерживающейся структурой.

Другим ярким примером социального предпринимательства является Мондрагон Корпорасьон Кооператива. Она обязана своим появлением Хосе Аризмендиаррета. Он приехал в маленький городок Мондрагон в Баскской провинции Испании в то время, когда экономическая жизнь Мондрагона была сосредоточена вокруг крупной литейной и металлургической компании. Собственность и управление в этой компании были распределены между членами семьи и их друзьями, поэтому развитие карьеры ее рядовых работников было практически невозможно.

Свои усилия молодой священник направил на создание возможностей для местной молодежи. Он основал Школу политехнического образования. Школа была создана как кооператив, т.е. была собственностью в большей степени членов местной общины, чем государства или церкви. Это стало началом движения, которое привело к образованию множества кооперативов в последующие годы. Вначале 50-х увлеченные этими инициативами, но все еще сдерживаемые ограниченными возможностями экономического развития пять выпускников школы Аризмендиарреты решили организовать собственный бизнес. Увлеченные его видением и ценностями, они создали бизнес кооператив. На сегодняшний день их компания является седьмой по размерам доходов бизнес группой Испании.

От удачных примеров Запада и Востока г-жа Московская перешла к ситуации в России.

— Проблема социального предпринимательства в России заключается в том, что многие не осознают себя как социальные предприниматели — подчеркнула она.

Среди положительных моментов стоит отметить то, что предприятия заинтересовались этой деятельностью. Однако, по мнению А. Московской, развитию социального предпринимательства препятствует замедленная самоорганизация в России.

Несмотря на время года в аудитории присутствовало много человек, что поспособствовало достаточно бурной дискуссии.

Владимир Беневоленский
Владимир Беневоленский
Весьма интересным был комментарий Владимира Беневоленского из Московского общественного научного фонда. Он пояснил, что успех социальных предприятий в Египте, Испании и Индии основывался на том, что их организаторы нашли стыковки с современностью. Иными словами, они оживили традиционные занятия людей, чтобы "пристыковать" их к современности.

По мнению В. Беневоленского, подобный опыт трудно перенести на российскую почву, так как традиционные ремесла в России практически умерли.

— А вот переработка слоновьего помета и производство мебели из вторичного сырья в смысле бизнес-модели могут быть для нас интересны — иронично заметил он.

Отдельного внимания заслуживает живое и эмоциональное выступление практика социального предпринимательства генерального директора компании "Циркон" Игоря Задорина.

— Единственный важный критерий социального предпринимательства — это самоопределение — заявил он. — Внешний наблюдатель никогда не определит подлинную сущность компании. Важна только внутренняя мотивация предпринимателя, его базовые ценности.

Заинтересовавшись темой социального предпринимательства, компания "Циркон" даже недавно провел специальный опрос, в котором выясняли знают ли российские граждане, что такое социальное предпринимательство. Оказалось, что знает только 6 % респондентов, то есть термин в общем сознании пока не сформировался.

Андрей Яковлев
Андрей Яковлев
Вместе с тем, Игорь Задорин убежден, что в России достаточно активных людей, готовых заниматься социальным предпринимательством, и оно продолжит свое бурное развитие в ближайшие годы.

Последним доклад прокомментировал проректор ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев.

Он привел пример социального предпринимательства из российской практики. В Томской области молодые люди обратились в местную администрацию с предложением задействовать население области для сбора грибов и ягод. Местные власти дали в Сбербанк задание выдать им кредит. Заработав достаточно средств те же молодые люди получили в пользования хладокомбинат. Теперь он производит 40% мороженных грибов на экспорт и обеспечивает достойный уровень доходов местного населения.

В завершение г-н Яковлев отметил, что в его понимании к социальному предпринимательству относятся организации, осуществляющие инновации на грани между частным и общественным сектором.

В этом смысле к социальным предприятием можно отнести и ГУ-ВШЭ — подчеркнул он.

Доклад

Дмитрий Сигиневич, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой

Источник