• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2-е совещание по закону о социальном предпринимательстве «Законодательное регулирование социального предпринимательства в Российской Федерации: перезагрузка»

7 ноября 2018 г. в НИУ ВШЭ прошло 2-е экспертное совещание по разработке нового закона о социальном предпринимательстве «Законодательное регулирование социального предпринимательства в Российской Федерации: перезагрузка». Оно было организовано Центром социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ при участии Минэкономразвития России.

В повестке дня были следующие вопросы:

Рассмотрение целесообразности введения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ) понятия «социальное предприятие» и понятия  «социальная значимость»

Обсуждение предложения участников совещания по определению критериев отнесения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства к социальному предпринимательству

Рассмотрение целесообразности изменений наряду с Федеральным законом № 209-ФЗ изменений в федеральные законы от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в связи с введением понятия «социальное предпринимательство» и/или «социальное предприятие».

На обсуждение был вынесен новый проект закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ), подготовленный в Департаменте инвестиций и предпринимательства Минэкономразвития России, который участники в целом одобрили. По мнению участников, новый законопроект является несомненным шагом вперед по сравнению с разработанной ранее версией закона, прежде всего, с точки зрения отражения критериев социального предпринимательства, а также введения наряду с понятием социального предпринимательства понятия «социальное предприятие», которое служит организационным воплощением  и конкретизации первого применительно к коммерческому сектору экономики. Вместе с тем, признавая удачным общую логику, с которой в законе представлено социальное предпринимательство, участники согласились с тем, что многие конкретные формулировки закона нуждаются в редакции или дополнении.

Основная дискуссия развернулась по следующим вопросам:

- Уточнение общего определения социального предпринимательства и/или социального предприятия в начале документа. Многие участники, в т.ч. представители бизнеса, предложили более определенно указать на решение социальных проблем уязвимых групп как специфическое свойство социальных предприятий.

-  Целесообразность указания на деятельность в отраслях социальной сферы как альтернативный критерий социального предпринимательства/ социальных предприятий (пункт г) статьи 24.1). Многие участники признали некорректным присвоение социальной сфере самой по себе значения критерия социального предпринимательства, и предложили не повторять ошибку предыдущего законопроекта. По их мнению, п.г) нарушает логику нового законопроекта, в котором до этого удачно приведены критерии социального предпринимательства, используемые в мировой практике, и допускает автоматическое включение в число социальных предприятий большого числа организаций, которые к нему в мировой практике не относятся. Выступающие подчеркивали, что социальные предприятия могут работать в любом виде экономической деятельности, и критериями их выделения в особое социальное направление предпринимательства служит не отрасль, а социальная цель и способы ее реализации. Для совершенствования этого пункта в рамках логики нового законопроекта А. Московская, директор ЦСП НИУ ВШЭ, предложила вместо перечисления отраслей социальной сферы указать на общество в целом как получателя социального блага, т.к. предприятия с такой ориентацией – одна из распространенных в мире моделей социального предпринимательства, и для ее описания использовать международный опыт выявления и поддержки таких предприятий. 

- Соотношение категорий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». По мнению некоторых выступающих, определение социального предпринимательства в законе неоправданно сужает, а по мнению других - чрезмерно расширяет рамки социального предпринимательства, либо социальных предприятий. При этом разночтения связаны с тем, что в самом законе не может быть в полной мере отражена роль некоммерческих организаций, часть которых подпадает под категорию социального предпринимательства. При этом закон адресован не только социальным предпринимателям, но и обществу, и призван повысить узнаваемость этого явления для стейкхолдеров.  В связи с этим предложено в Пояснительной записке к закону указать на место организаций МСП, отнесенных к категории социального предпринимательства, в развитии этого явления в целом, а также разработать план мероприятий или Дорожную карту по изменению наряду с 209-ФЗ других законопроектов, которые так или иначе затрагивает тема социального предпринимательства. Среди упоминаемых в этой связи - закон о некоммерческих организациях (7-ФЗ) и закон о социальном обслуживании (442-ФЗ).