• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

124th Session of the Directorate for Employment, Labour and Social Affairs, 3-4 April 2014

3-4 апреля А.Московская приняла участие в 124-й сессии Комитета по занятости, труду и социальным вопросам ОЭСР (124th Session of the Directorate for Employment, Labour and Social Affairs, 3-4 April 2014)
При обсуждении наиболее заметными были три темы: 
1) вопросы преодоления разрыва между наличными навыками и квалификациями и теми, которые востребованы на рынке,
2) политика в области миграции с акцентом на интеграции мигрантов и их семей в месте прибытия,  
3) политика, направленная на старшее поколение – как в части труда и занятости работников старшего возраста, так и в части обеспечения равенства в доступе к социальным услугами и  ресурсам поддержания здоровья и высокого качества жизни.

3-4 апреля А.Московская приняла участие в 124-й сессии Комитета по занятости, труду и социальным вопросам ОЭСР (124th Session of the Directorate for Employment, Labour and Social Affairs, 3-4 April 2014)

При обсуждении наиболее заметными были три темы:
1) вопросы преодоления разрыва между навыками и квалификациями, которыми располагают люди, и теми, в которых нуждаются современные рынки и технологии,
2) политика в области миграции с акцентом на интеграции мигрантов и их семей в месте прибытия,  
3) политика, направленная на старшее поколение – как в части труда и занятости работников старшего возраста, так и в части обеспечения равенства в доступе к социальным услугами и  ресурсам поддержания здоровья и высокого качества жизни.

При этом в первой теме важное значение имеет взаимная увязка политики на рынке труда и политики в области переобучения (у нас - компетенция Минтруда РФ); связь системы образования со спросом работодателей, а также учет вектора отраслевых сдвигов (лишь формально относится к сфере образования, в действительности – компетенция Минобразования, Минтруда и Минэкономразвития РФ одновременно). В третьей теме акцент внимания страны ОЭСР делают на интегрированную политику в отношении старших поколений. Это связано не только с необходимостью поддержания финансового обеспечения пенсионной системы (в России внимание сосредоточено почти исключительно на этом), но и с естественным ростом доли старшего поколении в населении и в составе рабочей силы. Отсюда значимость переориентации многих «политик» на это долгосрочное качественное изменение. В частности, для политики занятости - это поддержание экономической активности и эффективного трудоустройства и использования трудовых ресурсов старшего поколения,для  социальной политики -  преодоление дискриминации отдельных групп старшего возраста в доступе к услугам здравоохранения, поддержания здоровья и высокого качества жизни.

Заметно, что понятие интегрированности, инклюзивности (исключение дискриминации, выстраивание политики в той или иной специфической области с точки зрения включения различных слоев как основного критерий результативности) проходило красной нитью в обсуждениях самых разных тем.

Для России подобный подход нехарактерен и в этом уязвимость и несовременность социальной политики и политики в области труда и занятости в нашей стране. У нас, во-первых, вопрос о неравенстве в доступе к чему-либо – не самый актуальный вопрос на повестке дня государственной политики, во-вторых, если российские политики и руководители федеральных ведомств говорят о неравенстве, имеют в виду проблемы бедности и помощи бедным, например, в контексте «адресной помощи» и, в-третьих, если говорят об экономической политике и экономическом росте – точно не упоминают о «социалке», рассматривая ее как вычет из ресурсов экономического роста. Это - старомодный подход для развитых стран. Лейтмотив основного доклада замдиректора комитета Марка Пирсона был сосредоточен на идее, что нельзя думать об экономическом росте как об окончательной цели политики. Вместо этого нужно говорить об «интегрированном росте» (inclusive growth), понимая его как многомерную задачу – роста доходов, здоровья, преодоления возрастных ограничений, других аспектов результативности для человека. В решении более узкой задачи – например, оценке качества рабочих мест просматривается тот же подход – это оценка с точки зрения образования, доходов, защищенности и пр. Следовательно, и структурные реформы нужно оценивать с позиций, не ухудшают ли они ситуацию на рынке труда во всех его измерениях, а не только с точки зрения количества зарегистрированных безработных.