• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наши публикации

Аlexandra А. Moskovskaya, Оleg А. Oberemko, Victoria L. Silaeva, Irina P. Popova, Inna B. Nazarova, Olga A. Peshkova, Marina V. Chernysheva. Development of Professional Associations in Russia: A Research into Institutional Framework, Self-Regulation Activity, and Barriers to Professionalization. Basic Research Program. Working Papers. Series: Sociology. WP BRP 26/SOC/2013  Ссылка на текст

Профессиональные ассоциации в России находятся на ранней стадии овладения функциями профессионального регулирования. Только небольшая часть из них может играть значимую роль в осуществлении профессионального контроля  (представлении профессионального сообщества в переговорах с другими стейкхолдерами, выработке профессиональных стандартов, обеспечении «закрытия профессионального рынка» от непрофессионалов, распространении профессиональной этики и пр.) . Частично это связано с недостатком опыта профессионального саморегулирования в российской истории, частично – с лавинообразным вторжением глобального рынка и рыночных регуляторов в ходе реформ 1990-х годов, частично – обусловлено преобладающей ролью государства в экономике и обществе России. В течение двух последних десятилетий в России возникло множество организаций, выступающих от лица профессионалов и называющих себя профессиональными – ассоциациями, гильдиями, объединениями и обществами. Поэтому ответ на вопрос – кто они, способны ли и должны ли они представлять свое профессиональное сообщество, и  каковы используемые ими способы профессионального саморегулирования, имеет сегодня важный практический смысл и одновременно составляет интересную творческую задачу. Целью исследования было структурирование поля разнообразных негосударственных некоммерческих организаций, в той или иной мере претендующих на институциональное регулирование в своей сфере деятельности, т.е. выполняющих функции профессиональных ассоциаций. В связи с этим мы хотели выяснить, каковы основные формы профессиональных ассоциаций, каковы их фактические средства и реальные возможности для достижения профессионального контроля, либо  по крайней мере, осуществления серьезного влияния на свою область деятельности, каковы основные преграды профессионального саморегулирования, с которыми они сталкиваются, и существуют ли какие-либо альтернативные формы профессионального регулирования в этой области.  

Moskovskaya A. A. The professionalization of management // Russian Education and Society. 2012. Vol. 54. No. 3. P. 22-42.

Management in Russia is as difficult to define as a profession as it is in other countries, and the question of what education is appropriate for a future manager is also difficult to define. Business schools in russia need to think more carefully about their curriculums and about what they should be preparing their students for. 

Московская А. А. В секции "Социология профессий" (X конференция Европейской социологической ассоциации, сентябрь 2011 г. Москва) // СоцИс. 2012. № 3. С. 16-21. Скачать 

Moskovskaya A. A. The role of the Russian Business in Formation of a New Professional Model: an Industrial Focus , in: Russian Sociology in Turbulent Times. M. : Russian Society of Sociologysts, 2011. P. 379-397. 

Московская А. А. Профессионализация менеджмента в России: цели, барьеры, перспективы // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 26-37. Скачать 

Статья посвящена анализу барьеров процесса профессионализации менеджмента в России с учетом успехов и провалов их преодоления в западных странах. Автором приводятся аргументы "за "и "против" рассмотрения менеджмента как профессии, отраженные в современных дискуссиях в англоязычной литературе о менеджменте и профессиях. В работе показано, что успех профессионализации менеджмента в России во многом зависит от нахождения общих целей, заинтересованного сообщества и выработки собственной научной базы профессионального менеджмента.

Московская А. А. Профессионализм, доверие и проблемы России //Свободная мысль. 2009. № 11.  Скачать

Статья посвящена современным проблемам профессий и профессионализма в России и в странах Запада. Их суть состоит в ослаблении, а подчас деградации многих институтов поддержания и развития профессионализма, находящихся в поле влияния самих профессионалов, профессиональных ассоциаций, университетов, государства и бизнеса. Но если на Западе исследователи профессий и эксперты-практики бьют тревогу, отчетливо формулируя проблему как депрофессионализация и кризис профессий, в России об этом заявить как будто некому. Дискурс профессионализма не имеет широкого применения, как непопулярна в целом англо-саксонская традиция исследования профессий и профессионализма. Широкий обзор взаимосвязей между экономикой, общественной жизнью и профессиями призван способствовать наведению мостов между традицией междисциплинарных исследований профессий на Западе и в России, а также использованию концептуального аппарата социологии профессий к изучению актуальных проблем современной России. 

Джулия Эветтс. Изменения в профессиональной сфере: новые вызовы доверию и профессионализму. Julia Evetts. Introduction: Trust and Professionalism: Challenges and Occupational Changes // Current Sociology 2006; 54; 515. Перевод А. А. Московской. Редакция  И. П. Поповой.  Скачать

Попова И. П. Профессиональные ассоциации инженеров: попытка типологизации. Человек и труд. 2013.

В статье рассматриваются возможности типологии российских профессиональных ассоциаций на примере анализа сайтов профессиональных ассоциаций инженеров.

Попова И. П. Профессионализация через социальное предпринимательство: создание новых компетенций в сфере театральной педагогики // Мир России. 2012. № 3. С. 80-99.  Скачать

Характерная черта современного общества - постоянное становление новых сфер деятельности, которое ведет к возникновению социального запроса на новые профессии и усложнению профессиональной структуры. Каким образом происходит осознание необходимости возникновения новой профессии как актуальной социальной проблемы, требующей своего решения? Как прокладываются новые пути решения этой проблемы и предпринимаются первые шаги в их освоении? Каковы основные барьеры и возможные ресурсы их преодоления? Эти вопросы рассматриваются в статье на примере созданной в начале 2000-х годов автономной некоммерческой организации, сфера деятельности которой находится на стыке образования и искусства (детская театральная педагогика).

Исследование опирается на два основных подхода. Прежде всего, это рассмотрение процесса становления профессии через профессионализацию; другой подход акцентирует особенности практик социального предпринимательства. Представлены результаты исследования, проведенного методом case study в рамках проекта «Исследование моделей социального предпринимательства в России». Рассматриваются условия и этапы реализации основной цели исследуемой автономной некоммерческой организации - профессионализации детской театральной педагогики через организацию профессиональной подготовки специалистов в этой сфере, анализируются основные барьеры на этом пути: как бюрократические, так и социальные (связанные с готовностью общества воспринять проблему) и психологические (связанные с особенностями ведения бизнеса в среде профессионалов).

Попова И. П. Российские учёные: особенности исследования профессиональной группы в контексте социальных трансформаций // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс] : Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. - URL: http://www.isras.ru/files/File/congress2012/part20.pdf. - С. 3199-3206.  Скачать

Представлены результаты лонгитюдного исследования населения среди различных групп российского населения, одна из которых – ученые академического института. В фокусе внимания изменения в их положении, формирование различных типов активности в науке, включая международное сотрудничество, с одной стороны, и уход из сферы науки, с другой.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.